Последнее слово
«Не скрою, моя мечта — независимость».
17-18 июня появились слухи среди народа, что суверенитет хотят отменить. Я удивился, так как у меня хорошие отношения с местной властью, но про это ничего не знаю. Поэтому подумал, что это ложь.
19 июня я позвонил сенатору Улугбеку Жалменову. Он начал хвалить мои видео, потом я спросил: «Не собираются ли отменить суверенитет Каракалпакской Республики?» Он ответил: «Да, Даулетмурат, так и будет, но это будет к лучшему. Каракалпакстан станет частью Узбекистана, под защитой Узбекистана. Сам понимаешь, Арал вот такой, именно такой». Я уточнил: «А каково ваше мнение?» Он ответил: «Что же я могу сказать, когда все поддерживают это безоговорочно». Я разозлился и сказал: «Что же мы скажем завтра будущему поколению?».
Через полчаса позвонил один парень из Министерства юстиции и сказал: «Даулетмурат, что-то дело пахнет керосином». Я вскочил со своего места. У меня дома работают два помощника, я взял их с собой и поехал в СГБ [Совет государственной безопасности]. Там я встретился с Жалгасом Жумабековым и спросил у него, что происходит. Тот меня успокоил, что ничего страшного не будет. А затем появилась новость 24 июня о том, что, видимо, в конституции хотят убрать статьи о суверенитете. Я был поражён. Я тогда твёрдо решил, что подниму этот вопрос. Сообщил своей семье, они меня поддержали. Мы — люди, нам нужна свобода. Давайте поднимем этот вопрос.
Мы провели собрание в гостинице Ташкент. А в это время у дома уже стояли СГБ и МВД. Они просили меня не лезть. Я тогда сказал, что твёрд в своих намерениях и не сдамся.
В это время Лола Каллыханова публикует своё видеообращение. Тогда я передал через своего знакомого, чтобы она удалила это видео, иначе проблем не оберёшься. Она не убрала. Тогда я выпустил своё видео, чтобы фокус сместился на меня, а не на неё.
1 июля мне сообщили, что будет собрание, где участвуют Сенат, министерства и журналисты. Хотя из журналистов там было только телевидение. Я решил докопаться до истины и понять, кто вообще придумал идею с суверенитетом. Пришел к сенатору, но, так как он был на собрании, меня попросили подождать. Когда он вышел, я сразу у него спросил: «Чья это идея, лишить нас суверенитета?». Он начал переводить тему. Я три раза его переспросил. В конце концов он ответил: «Олий Мажлис».
<…>
Я волнуюсь за Республику Узбекистан. Не скрою, моя мечта — независимость, но это не значит, что я её требую, ваша честь.
Хочу сказать народу, это всё [идея отказа от суверенитета] не исходит со стороны [правительства] Узбекистана, в этом нет их [правительства] вины. Это сделали наши же люди, каракалпаки. Чтобы показать хорошим Узбекистан [как управляющее государство], они выдвинули эту идею. Я радуюсь одному, что не хочу, как все, свободу прямо сейчас. Потому что я чист перед Аллахом, и он не посылает такие испытания просто так.
Последнее слово было произнесено на каракалпакском языке:
17-18 iyun kúnleri xalıqtıń arasında ózinen azi gáp shıqtı suverenitet biykar boladı eken degen. Men hayran boldım, Respublikada hámmemen jaqsı otnosheniyede edim. Men ótirik dep oyladım. 19-iyun kúni Ulugbek Jálmenov penen sóylestim. 1-2 videomdı ayttı, maqtadı. Keypiyatım joq, birzat sorayın dedim. Qaraqalpaqstan Respublikası suvereniteti biykar bolajaqpa dedim. Ol, “Yaq, Dawletmurat, mınanday da, bolajaq, bıraq ol jaqsı boladı. Qaraqalpaqstan Ózbekstan menen pútin memleket, Qaraqalpaqstan Ózbekstan qorǵawında.” “Ne dep tursız?”— dedim. “Óziń bilesen, Aral bunday, Aral mınanday,” — dep shıqtı. “Yaqshı, sizdiń pikirińiz qanday?”
“Meniń pikirim qalay, hammerless qollap turǵan gezde.”
Men telefondı laqtırıp jiberdim. “Erteń keleshek awladqa ne dep juwap beresiz?” — dedim.
Yarım saattan keyin Ádillik ministrliginen bir jigit zvonok etti. “Dáwletmurat, что-то дело керосином пахнет” — dedi. Men ornımnan ushıp turdım. Meniń úyimde eki járdemshim boladı. SGBǵa, Jumabekov Jalǵas değene bardır, ne bolıp atır dep. Ol meni tınıshlandırdı, heshzat dolmaydı dep. Arasam 24 kani shıqtı. Men hayran kaldım.
Usı meseleni kóteremen dedim. Úyimdegiler jıladı. Men bul zattı kótere almayman. Razı boldı úyim. Mámleket tınısh, toxtat dedi. Bizler adambızǵo, bizlerge azatlıq kerek. Buk máseleni kótereyik. Jiynalıs ótkerdik. Sonıń arasında, SGBmen MVD úydiń aldında hattı. Men heshkimdi tıńlamayman dedim. Jalındı, tıńlamadım.
Sol waqıtları Lola Qallıxanova shıǵardı video. Men qasımdaǵı adamǵa ol qız alıp taslasın, qoymasın dep ayttım. Oǵan ol gápti aytpaptı, videonı almaǵan. Men ası qızǵa mashqala bolmasın dep video shıǵardım.
1-iyul kúni pikir kimnen shıqtı? Sol adamdı tıńlayın dedim.
— Dáletmurat, begin jsynalıs bolıp atır, sanatlar, ministrler sol konstitutciyanı dodalaydı. Jurnalistlerdi de shaqırǵan, bıraq tek televidenie.
Men sol jerge bardım. Meni kórip közleri aǵarıp ketti. Barsam senatör bar eken. Maliy zalda sólesip otırǵan eken. Kúttim, senator shıqtı.
— Sizge soraw, Qaraqalpaqstan suverenitetin biykar etiw pikiri kimnen shıqqan? — dedim. Gápti aylandırıp ketti.
— Oliy Májilisten shıqtı. — dedi.
<…>
Men Ózbekistan Respublikası ushın janım ashıdı. Jasırmayman, ármanım — ǵáressizlik, bıraq, bul degeni, qáleymen degeni emes, húrmetli basshı.
Xalıqqa aytarım, bul Ózbekstannan shıqqan zat emes, Ózbekstannıń ayıbı joq. Bul ózlerimizden shıqqan zat. Aytpaqshı bolǵanım, bizlerdiń adamlar, Ózbekstanǵa jaqsı kóriniw ushın bul usınıstı bergen.
Men bir zatqa quwanaman, basqalarday azatlıqtı oyalamayman. Sebebi Allanıń aldında kewilim pák.
Бухарский областной суд, Нукус, Республика Каракалпакстан, Узбекистан
1 декабря 2022 года
Источник: перевод прямого эфира Gazeta.uz
Подробнее о деле: HOOK
Фото: Gazeta.uz
Поделиться в соцсетях: