Последнее слово
«Они не понимают, что украинцам не нужен никакой старший брат. Не нужен никакой, тем более уж, триединый русский народ».
Смiйся, лютий враже!
Та не дуже, бо все гине,
Слава не поляже;
Не поляже, а розкаже,
Що дiялось в свiтi,
Судья: Судопроизводство ведётся на русском языке, можете на русском выступать? Я так понимаю, это некое стихотворение? Да. Ну, можете его на русском, потому что у нас судопроизводство на русском языке ведётся всё-таки.
Чия правда, чия кривда
І чиї ми діти.
Наша дума, наша пісня
Не вмре, не загине…
От де, люде, наша слава,
Слава України!
Если бы Тарас Григорьевич случайно попал в наше время… тут, возможно, от меня ожидается фраза, что он был бы дико поражён. Нет, он даже не удивился бы, от слова совсем. Слишком уж привычно он увидел бы картину: в Москве снова лезет. Конечно, война началась не в 2022 году, и даже в узком смысле, оборванной точкой, стоит считать, в 2014.
В 2014-м начали те же русские, виновные в каждой капли пролитой крови. В широком же смысле война идёт даже не с 2014-го, а сотни лет. Удивительная черта российской истории: какой бы здесь ни господствовал режим, словно бы религия этому режиму не позволяет просто взять и оставить в покое Украину. Ничем друг от друга не отличались цари, коммунисты. Какую бы одёжку они не пытались нацепить, выглядывала из-под неё всё та же московская навала.
Казалось бы, за столько веков могли и понять: ну, отстаньте вы уже, отстаньте. Да, Москва побеждала, много побеждала. Но окончательную победу она так и не увидела никогда. И не увидит. Украинский народ ей уже не даст. Ему хватило. Но любители оккупации так этого и не разумели. Они не самые умные, как бы им не хотелось. Им никто не давал просто слова касательно прошлого и будущего Украины. Они не понимают, что украинцам не нужен никакой старший брат. Не нужен никакой, тем более уж, триединый русский народ. Украина — это свободная страна, свободная нация, и она сама будет решать свою судьбу. Если кто-то будет транслировать нарративы захватчика, так украинцы будут его ненавидеть.
И нечего тут говорить про украинских националистов. Довели сами. Будет кто-то лезть в Украину, его будут бить. Возможно, больно. Я искренне желаю россиянам просто запомнить эти прописные истины. Украина, ещё раз, — свободная нация. Она сама решит, какой идти дорогой. Сама решит, кого считать другом и братом себе, а кого лютым врагом. Сама решит, как ей относиться к своей истории. И уж тем более сама решит, на каком ей говорить языке.
Я как будто говорю очевидные вещи, но очевидными они не являются. Понятно, что у Путина не укладывается в голове, что Украина — нация суверенная. У него много, впрочем, чего не укладывается в голове, типа там прав человека, демократических принципов. Но даже те, кто вроде бы против путинской власти, не всегда это понимают. Не всегда понимаю, что Украина, заплатившая кровью за свой суверенитет, сама будет решать, как ей быть.
Хочется, конечно, верить, что с приходом демократии, рано или поздно, это отношение поменяется. Хочется верить в такое прекрасное будущее, где Россия отказалась от любого имперства, хищного и жаждущего крови, или же потаённого, в людских мыслях спрятанного. Вот дай бог, просто дай бог. Немного печенегов и половцев, куда же без них. Я ни в коем случае не претендую на то, чтобы называть то, что скажу, историческим экскурсом. Это скорее будет эмоциональный комментарий на тему событий истории. Ну, доклад делать формат не позволяет, присутствующие бы со скуки померли.
Богдан Хмельницкий был, конечно, великим героем. Но великие, к сожалению, ошибки тоже могут совершать. Он вряд ли догадывался, к каким печальным последствиям приведёт Переяславская рада. Ошибка в итоге оказалась трагичной. Богдан рассчитывал просто на военный союз против Польши. Он не мог представить себе, что Украина в этом союзе постепенно потеряет всю свою свободу.
Судья: Председательствующие просят вас ближе к нашему делу. Я в праве вас останавливать, когда вы уходите от нашего дела очень далеко в сторону. Я в праве вас останавливать и попросить, чтобы вы всё-таки ближе к нашему делу, а не к событиям сотни-сотнилетней давности. Понятно?
Да, сейчас я как раз собираюсь цитировать Тараса Шевченко. Увы, в стихотворной форме уже не получится. Перевода я, к сожалению, не помню наизусть. Но как раз-таки в этом процессе поднимался вопрос, был ли Тарас националистом. Поэтому, на мой взгляд, очень близко:
Господствовала. Ой, Богдан, неразумный сын! Посмотри теперь на мать, на свою Украину. Что Баюка пела про свою тяжёлую судьбу. Что Баюка рыдала, высматривала болю. Ой, Богдан, Богданочек, если бы знала, в колыбели б задушила, под сердцем усыпила.
Господи, какой ужас. Ну, требование суда, ничего не поделаешь. Если бы Тарас не был националистом, то за что бы ему так ненавидеть Богдана?
Там были и более ругательные выражения в его творчестве. Но это стихотворение, «Разрытая могила», мне просто очень нравится. Ошибку Богдана пытался исправить уже следующий гетман — Иван Выговский. В Украине очень знаменитая его блестящая победа под Конотопом, где он наголо разбил московское войско. К сожалению, в итоге он потерпел поражение. В итоге и Пётр Дорошенко вслед за ним. Огромный след оставила деятельность Ивана Мазепы. В России из каждого утюга можно услышать, какой он был предатель. Ну, для сторонников Петровской империи это может быть и так. Но для украинцев он был настоящим патриотом, который, вступив в союз со шведами, боролся за независимость своей страны.
А за віру хоч умріте
І вольностей бороніте,
Нехай вічна буде слава,
Же през шаблю маєм права.
[«Дума», Иван Мазепа]
«Благодаря сабле имеем право», — так писал сам Мазепа. В истории войны с восставшим гетманом не обошлось, конечно, без любимого занятия всех колонизаторов — резни. Захватив Батурин, гетманскую столицу, город разграбили и зажгли. А всех, кто не успел бежать из города, просто перебили. Не щадили при этом ни женщин, ни детей. В историю эти события вошли под названием «Батуринская трагедия». У Тараса Шевченко, кстати, есть очень пронзительное описание этих событий в поэме «Великый лёг». Начинаниям Мазепы не суждено было завершиться успехом. К сожалению. Именно к сожалению. А если учесть, что Пётр после этого просто лишил Гетманчину автономии, то, к сожалению, вдвойне. Впрочем, отдать должное, полностью он её не уничтожил. За него это уже сделала позже Екатерина II. Я уже упоминала в прениях, что очень нелепо смотрелось бы упоминание кандалов в контексте современного положения Украины. Не допустят себя украинцы больше заковать. И сейчас не допустили. Но во времена Тараса кандалы, увы, были жестокой действительностью. И в его творчестве поэтому не найдёшь там боевых призывов бить москалей. Ну, не то время, не те надежды.
Его патриотическое творчество — это плач. Плач о горькой доле Украины, плач о забытой славе запорожцев, плач об ошибках и поражениях, из-за которых Украина потеряла свою волю. Он верил, конечно, что однажды вернётся былая слава, что призраки великих гетманов восстанут из столетий, что Украина сбросит с себя, наконец, вражьи цепи. Он не мог точно знать, когда это произойдёт. Он не мог знать, что уже через полвека на карте появится Украинская Народная Республика, что те же украинские крестьяне, некогда закрепощённые, бесправные, бессловесные, подымут, наконец, национальный флаг, что они возьмут в руки оружие и пойдут бить большевиков и добровольцев, возглавляемые Батьком Петлюрой. К сожалению, победили большевики. Причём, к сожалению, не только для украинцев, для многих народов. А Украина оказалась в руках лютого гада ещё на 70 лет.
Судья: Я снова вынужден вас прервать, ближе к делу, а не к уроку истории. У нас рассматривается именно по конкретному составу дело, поэтому ближе к делу нашему, а не экскурсию, краткую историю взаимодействия.
Сейчас про современность. Сегодня кандалы давно сброшены. Больше на Украину их не наденет никто. Народ веками лил кровь за свою свободу. Больше он этой свободы никому не отдаст. Украинцы помнят, помнят прекрасно, как когда-то сражались их предки. И хочется спросить только одно, помнит ли это же восточный сосед? Коммунистов больше нет, к счастью, царей подавно, а имперские традиции, кажется, остались. Да, как я уже говорила, у Путина, похоже, не укладывается в голове украинский суверенитет. Его бы, в принципе, вполне устроила покладистая, бессловесная Малороссия, желательно вообще Малороссийская губерния, которая не имеет своей воли, которая слушается каждого его слова, которая говорит на чужом языке, забывая постепенно свой родной. Где-то определённо был просчёт. Ну, трудно Путину было поверить, что Малороссия этой ему больше никогда не светит. Украинцы просто не дадут превратить в неё свою страну. Но Путин пытался, упорно пытался. Он аннексировал в 2014-м Крым, он разжёг войну на Донбассе в тех же целях. В 22-м он, видимо, решил, что пора завершить начатое. Хороший был план. Блицкриг, Киев за три дня. Неудивительно, что не хватило и три года. И три десятка не хватило бы. Врага быстро выбили из окрестностей Киева, заставили бежать потом из-под Харькова, выбили за Днепр из Херсона. Оккупанты не то, что не дошли до столицы, они ОРДЛО до сих пор контролируют не до конца. Часть украинской земли, да, до сих пор захвачена. Возможно, она будет захвачена ещё долго. Это грустно признавать, но увы. Однако покорить Украину Москве не удалось. Героический украинский народ встал на защиту Родины. И ценой многих-многих жертв отстоял свою страну. Национальный флаг веет над Киевом и будет развиваться вовеки. Ещё будучи отброшенным от столицы, тогда, в начале 22-го года, оккупант просто остался с носом. Я мечтаю, конечно, чтобы Украина вернула себе каждую пядь своей земли, включая и Донбасс, и Крым. Я верю, что однажды мечта моя исполнится. Когда-нибудь история всё рассудит по справедливости. Но Украина победила и так. Победила уже! Всё.
18 апреля 2025 года
Петроградский суд, Санкт-Петербург, Россия
Источник: SotaVision
Подробнее: Мемориал
Фото: Andrey Bok / BBC