Последнее слово

«Вы судите человека не за преступление, не за воровство, убийство или коррупцию. Вы судите за слово, за мнение».


Ваша честь, с самого начала процесса, на первом заседании вы спросили меня, в достаточной ли степени я понимаю русский язык, или мне необходим переводчик. Русским языком я прекрасно владею. И я не хотел превращать заседания в фарс. Поэтому от переводчика отказался. Сказать по правде, сейчас я жалею об этом. Мне было бы намного приятнее говорить на украинском языке. Но, раз уж так, я, конечно, скажу своё последнее слово на русском, иначе вы не поймёте меня. 

Меня обвиняют в разжигании ненависти и вражды по отношению к российским военнослужащим. А я обвиняю руководителя  российских военнослужащих в разжигании войны, а армию россии — в массовых убийствах моих сограждан. [Сохранена авторская грамматика]

Вы судите человека не за преступление, не за воровство, убийство или коррупцию. Вы судите за слово, за мнение. За пожелания, вполне естественные и рациональные. Меня судят за мою национальность, за то, что я украинец. 

Я пожелал российским солдатам и Владимиру Путину смерти. Я понимаю, что в вашей системе координат это кощунство. Пожалуй, по отношению к Путину в гораздо большей степени, чем по отношению к солдатам, ведь вы обеими руками «за» отправку этих солдат в Украину на гибель, а значит, их жизни для вас не представляют особой ценности. Но, Ваша Честь, вы ведь юрист? Вы ведь прекрасно понимаете, что пожелать что-либо кому-либо не есть уголовное преступление. Даже, я думаю, и административным не является. 

Разве Российская Конституция не гарантирует свободу слова? Разве удержание человека, который никогда не нарушал закон, не пытался сбежать и не мог оказать никакого «давления на свидетелей» хотя бы по той причине, что свидетелей нет, уже четыре месяца в СИЗО не нарушает его права и презумпцию невиновности?  

В очередной раз я хочу сообщить суду, что вопреки фигурирующей в деле даты моего задержания, 15 марта 22 года, я был задержан в отделении полиции города Красногорска 11 марта. Четверо суток меня без какого-либо основания держали насильно в двух разных участках, без еды, без свободного доступа к туалету, без предоставления спального места, в бетонном кубе с бетонным выступом в качестве кровати. Я хочу, чтобы факт моего похищения был зафиксирован. 

Также, пользуясь случаем, я хочу сказать спасибо всем, кто на протяжении этих бесконечный судебных заседаний поддерживал меня, моей семье и моим друзьям. Всем, кто не побоялся прийти в суд и выступить в мою поддержку. Я горжусь вами. Я очень люблю вас. Не бойтесь за меня. Я справлюсь.  

Уважаемый суд. Я знаю, что приговор будет обвинительным. И я знаю, что ближайшие годы проведу в тюрьме. Но время пройдёт. Всё проходит. Моя совесть останется чиста. А ваша? 

И наконец,

Душу й тіло ми положим за нашу свободу. 

І покажем що ми браття козацького роду! 

Дякую.

28 июня 2022 года,
Красногорский городской суд, Красногорск, Россия.

Источник: рукопись Игоря Левченко,
Подробнее: Мемориал ПЗК,
Фото: личное Игоря Левченко.